Зоозабота



Онлайн всего: 40
Гостей: 40
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Бездомные животные в России

Часть IV.

1) Финансово-правовые механизмы (налогообложение, штрафы) реализации 1-го и 2-го звеньев оптимальной концепции.

      Существует 3 основных источника появления необеспеченных спросом, а следовательно, избыточных кошек и собак:
      1. Целенаправленное (коммерческое, племенное) разведение кошек и собак в условиях перепроизводства этих животных и превышения предложения над спросом на этих животных.
      2. Стихийное разведение кошек и собак, когда владельцы этих животных, не занимаясь целенаправленно разведением, допускают появления ненужного потомства от своих животных.
      3. Появление потомства у безнадзорных кошек и собак на улице.
      Работы, направленные на уменьшение численности уже появившихся на улице безнадзорных животных, без применения профилактических мер имеют примерно такую же эффективность, как вычерпывание воды из затопляемого помещения без перекрытия крана. Споры о том, что лучше - стерилизация, приюты, отстрел, усыпление или даже помещение животных под платную опеку, в сущности это споры о том, чем лучше вычерпывать постоянно прибывающую воду - ведром, ковшом или с помощью насоса. Но любой здравомыслящий человек догадается, что сначала нужно перекрыть кран.
      Главный поток поступления на улицы безнадзорных животных происходит за счет выброшенных на улицу владельческих животных или их потомства. Поэтому, далее мы рассматриваем финансово-правовые механизмы, профилактически ограничивающие указанное в пунктах 1 и 2 вышеприведенной классификации поступление избыточных животных на улицы.

      Примечание. Далеко не все владельцы собственноручно выбрасывают на улицу потомство от своих животных, хотя никакой владелец не сможет дать 100% гарантию, что содержащиеся у него животные или их потомство когда-либо не окажутся обитателями улиц.
      Тем не менее, существует два наиболее распространенных пути попадания животных от владельцев на улицы, когда котят или щенков на улицу выбрасывают: а) перекупщики - мошенники, которые паразитируя на проблеме перепроизводства кошек и собак, берутся за деньги устраивать судьбу вверенных им владельцами котят и щенков, и как правило, после получения денег за свои услуги, тут же выбрасывают животных на улицу; б) новые владельцы котят и щенков, приобретая их по легкомыслию, или как игрушки для своих детей, а также просто потому, что повсюду животных отдают даром. Никто не требует при этом от покупателя брать на себя какую-либо ответственность за животное. В результате владельцы воспринимают животных как вещи, которые можно с легкостью брать и также легко от них избавляться.
      В обоих случаях животные оказываются обитателями улиц именно потому, что при многократном превышении предложения кошек и собак над их спросом, люди уже даже не пытаются браться за пристройство этих животных, так как добросовестно выполнить эту работу просто невозможно (эта ситуация подробно описана в нашей статье "Перекупщики" ("Мир новостей", 01.06.2004г.)). Обстоятельства же и занятость людей другими делами диктует самый простой, но отнюдь не гуманный способ "утилизации" - оставить ненужное животное на улице. Поэтому, первопричина таких отношений не в "безответственных владельцах" и "безнравственных мошенниках-перекупщиках", а в отсутствии в государстве механизмов ограничения появления невостребованных котят и щенков.
      Из этого следует, что существует насущная необходимость скорейшего внедрения предлагаемых нами механизмов с учетом крайне негативного влияния на всё общество оказавшихся на улицах животных, которых недопустимо просто уничтожать (утилизировать) как любой другой "избыточный товар" в силу достигнутых во всем мире, в первую очередь в европейских цивилизованных странах, этических норм обращения с кошками и собаками как с членами семьи и спутниками жизни человека (закрепленными и в российском законодательстве в статье 137 Гражданского Кодекса РФ).


      Как уже отмечалось, в соответствии со статьями 41 и 42 Конституции РФ каждому гражданину России гарантировано государством право на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
      Хотя у разных людей это право в отношении безнадзорных животных представляется по разному, но в любом случае граждане связывают это право с отсутствием безнадзорных животных. Одним гражданам эти животные наносят моральный вред в виде психогенно-стрессового воздействия (страх перед безнадзорными собаками, неудобство и опасность при выгуле собственных домашних животных, страдания из-за морально-нравственной деградации общества, допускающего безнаказанное истребление безнадзорных кошек безнадзорными и владельческими собаками, жалость к самим животным и др.), санитарно-эпидемиологического (инфекция, опасность бешенства, антисанитария) и травматического (покусы) влияния. Другие граждане справедливо считают своим долгом спасать этих животных. Чтобы реализовать права указанных категорий граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, необходимо обеспечить с одной стороны, отсутствие безнадзорных животных на улицах, а с другой стороны - отсутствие их преднамеренного уничтожения или условий случайной гибели.
      Кроме того, утилизация безнадзорных собак и кошек, так же как и оставление их обитать (а значит - погибать) на улице, несовместима с гуманным обращением с ними и нарушает требование абзаца 2 статьи 137 Гражданского Кодекса РФ. При утилизации животных нарушаются права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, так как уничтожение животных негативно влияет на граждан, и таким образом нарушаются соответствующие статьи Конституции РФ и Законов РФ (в т.ч. статья 137 Гражданского Кодекса РФ, "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", "Об охране окружающей среды", "О защите прав потребителей").
      Основные виновники появления безнадзорных кошек и собак - владельцы животных, не несут никакой ответственности за появление невостребованного потомства от своих животных. В то же время, остальные граждане вынуждены испытывать негативное влияние этих животных, ставших обитателями улиц. Из равенства прав, свобод и обязанностей всех членов общества (статьи 6 ч.2; 19 ч.2 и ч.3 Конституции РФ) и требования осуществления гражданами прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц (статья 17 ч.3 Конституции РФ), у владельцев животных, по чьей вине наносится указанный вред, в контексте гражданского права возникают обязательства по возмещению наносимого вреда (в соответствии со статьей 307 Гражданского Кодекса РФ).
      Для компенсации этого вреда, и в качестве профилактических мер по предотвращению нанесения этого вреда, на наш взгляд, необходимо:

      а) использовать механизмы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, предусмотренные Законом РФ "Об охране окружающей среды" в статье 16 "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" и статье 18 "Экологическое страхование" в виде соответственно трех разных по смысловому значению независимых друг от друга видов налогов для владельцев кошек или собак: "Налога на владельцев кошек или собак за риск появления невостребованного потомства от животных" , "Страховки-налога при покупке кошек или собак", "Ежегодного налога на владельцев кошек или собак за причиняемое животными загрязнение окружающей среды".
      "Налог на владельцев кошек или собак за риск появления невостребованного потомства от животных" реализует финансовый механизм ограничения разведения собак и кошек их владельцами. Этим налогом должны в обязательном порядке облагаться владельцы нестерилизованных самок или некастрированных самцов кошек и собак, так как у них существует риск появления невостребованного потомства (у самок) или участия в причине его появлении (у самцов).
      Введение налога на нестерилизованных (некастрированных) собак и кошек будет стимулировать стерилизацию (кастрацию) владельцами своих животных.
      "Страховка-налог" выплачивается (в момент покупки или ежегодно) гражданами, приобретшими кошек или собак коммерческим путем за риск утраты этими животными владельца, чтобы таким образом компенсировать государству издержки на жизнеобеспечение оставшихся без владельцев животных.
      "Ежегодный налог на владельцев кошек или собак за причиняемое животными загрязнение окружающей среды" выплачивается всеми владельцами коммерчески приобретенных кошек и собак за неизбежное при содержании животных разного рода и разной степени причинение неудобств гражданам и загрязнение окружающей среде (фекалии, паразитарная инфекция, шум, запахи и т.д.).

      Примечание.
1. Владельцы, самостоятельно подобравшие на улице или взявшие из приютов собак и кошек (не по договору платной опеки), в случае если животное не стерилизовано (не кастрировано), платят единственный "Налог на риск появления невостребованного потомства от кошки или собаки".
2. Опекуны животных по договору платной опеки освобождаются от уплаты всех перечисленных видов налогов, так как по договору платной опеки они не имеют права содержать нестерилизованное (некастрированное) животное.
3. Указанные в пунктах 1 и 2 лица освобождаются от уплаты "Ежегодного налога на владельцев кошек или собак за причиняемое животными загрязнение окружающей среды", так как участвуя в содержании безнадзорных животных, они выполняют работу по охране окружающей среды от загрязнения.


      б) руководствуясь статьей 2 Закона РФ "Об охране окружающей среды" о "соблюдении права человека на благоприятную окружающую среду" и "обеспечении благоприятных условий жизнедеятельности человека" и статьей 50 того же Закона о "запрещении производства, разведения и использования растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам ... без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения ..."(для справки: кошки и собаки - домашние животные и естественным экологическим системам несвойственны, поэтому они не могут без прямого или косвенного участия человека себя жизнеобеспечить, следовательно, они не должно быть быть безнадзорными и оставаться на улицах), утвердить "Требования к владельцам кошек или собак в области охраны окружающей среды", в которые включить следующие нормы:
      "Не допускается содержание взрослых нестерилизованных (некастрированных) кошек или собак, за исключением случаев, когда их владелец занимается целенаправленным (коммерческим, племенным) разведением, либо у владельца имеется справка из государственного ветеринарного учреждения (ветклиники) о неспособности животного к размножению или о наличии противопоказаний к операции стерилизации (кастрации).
      Не допускается осуществлять целенаправленное (коммерческое, племенное) разведение и реализацию (куплю-продажу) потомства от кошек или собак без наличия соответствующей лицензии на данный вид деятельности, а также при отсутствии договоров-заявок установленного образца от потенциальных покупателей, поступивших к продавцу до рождения продаваемых животных.
      Все передаваемые покупателю животные на теле должны иметь идентификационную метку, указанную в договоре. Копия договора-заявки в обязательном порядке отсылается в организацию по надзору для осуществления контроля. Номер (код) идентификационной метки заносится в единый общероссийский реестр.
      Не допускается передача кошек или собак от продавца покупателю при их реализации (купле-продаже) на рынках, в зоомагазинах, на улицах и иных общественных местах, за исключением мест их непосредственного содержания (частный дом, квартира, питомник, приют).
      К реализации (купле-продаже) допускаются только животные после достижения трехмесячного возраста и при наличии справки о прохождении полного курса вакцинации (с обязательным карантином) от инфекционных болезней (для кошек: бешенство, панлейкопения, калицивирос, ринотрахеит; для собак: бешенство, чума плотоядных, энтерит, гепатит, аденовирос, лептоспироз), с пометкой государственного ветеринарного учреждения.
      В случае отказа от содержания кошки или собаки, владелец обязан передать её на содержание в государственный приют-распределитель или новому владельцу с обязательным составлением договора установленного образца о передаче животного.
      Не допускается выпускать собаку на любую территорию за пределами дома (квартиры, приусадебного участка) без присутствия рядом владельца (или сопровождающего собаку лица), который эту собаку должен держать на поводке и контролировать поведение собаки. Спускать собаку с поводка разрешается только в специально отведенных для этого местах - огороженных площадках."

      в) руководствуясь статьей 2 Закона РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" о "соблюдении прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечении связанных с этими правами государственных гарантий", и о "приоритете профилактических мер в области охраны здоровья граждан", и принимая во внимание потенциальную опасность обитания на улицах безнадзорных животных (для окружающей среды, здоровья и имущества граждан), реализовать права граждан (потребителей) на безопасность деятельности (работы, услуги), связанной с кошками или собаками, следуя статье 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" о "праве потребителя на безопасность товара (работы, услуги)", для чего утвердить "Требования на безопасность всех видов обращения (реализации товаров, работ, услуг) с кошками или собаками для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды" (взяв за основу "Требования к владельцам кошек или собак в области охраны окружающей среды", сформулированные выше) и включить в перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному их соответствию указанным требованиям, следующие виды деятельности: деятельность по разведению (в т.ч. племенному) кошек или собак; деятельность по реализации (купле-продаже) кошек или собак.

      г) руководствуясь статьей 4 Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой "к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан ...", включить в перечень видов деятельности (указанный в статье 17 того же Закона), на осуществление которых требуется лицензия, следующие виды деятельности: деятельность по разведению (в т.ч. племенному) кошек или собак; деятельность по реализации (купле-продаже) кошек или собак.

      д) В Кодексе РФ об Административных Правонарушениях необходимо предусмотреть соответствующие штрафы за нарушения статей "Требований ...", а также иных правил и норм, разработанных на основании вышеуказанных пунктов а)-г).

2) Хозяйственный механизм (модель) реализации 3-го звена оптимальной концепции - модель содержания безнадзорных животных гражданами по договору платной опеки, финансируемой из бюджета.

      Модель сводится к тому, что безнадзорные животные определенными партиями отлавливаются и помещаются в приют-распределитель, где им делаются прививки и они проходят карантин. После этого животные поступают к гражданам, желающим содержать безнадзорное животное за соответствующую оплату их труда (предположительно, в размере от 1500 до 2000 рублей в месяц за одно животное из сумм, которые будут поступать в бюджет с вышеописанного налогообложения владельцев коммерчески приобретенных собак и кошек). Можно дифференцировать размеры выплачиваемого за опеку пособия и уплачиваемого владельцами налога, учитывая вид и размер животного.
      При отборе кандидатур для этой работы будут учитываться личные качества человека, его образ жизни, особенности здоровья, опыт содержания животных, условия жилья и т.д. Далее, кандидат в опекуны проходит инструктаж по уходу за животным. Количество взятых на платное содержание животных одним опекуном должно быть строго ограничено, например, не больше пяти кошек либо двух мелких либо одной крупной собаки. Обязательным условием договора также будет являться периодический осмотр состояния опекаемого животного уполномоченным инспектором, который должен идентифицировать животное по метке его теле (проставление метки обязательно) и приметам, указанным в договоре и определить его нормальное здоровое состояние. В случае выявленного ненадлежащего содержания животного договор может быть расторгнут, а в случае утраты животного или его гибели по вине опекуна (например, из-за непроведенного лечения), опекун должен будет выплатить установленный штраф либо понести иное наказание в соответствии с законодательством РФ.
      Для содержащихся под опекой животных будет предусмотрена служба бесплатной ветеринарной помощи, включая бесплатную стерилизацию (кастрацию) животных. В соответствии с договором платной опеки, содержащиеся опекуном животные должны быть стерилизованы (кастрированы) указанной службой, кроме животных, у которых имеются противопоказания к этой операции.
      По самым грубым оценкам, по России кошек и собак, имеющих владельцев, примерно в 10 раз больше, чем количество безнадзорных кошек и собак (в т.ч. учтена статистика, приведённая в журнале "Зообизнес в России" №2 за 2003 г.). Из этого следует, что если, к примеру, назначить ежемесячное пособие опекуну за содержание одного животного в 2 тысячи рублей, то чтобы покрыть эти издержки концепции только с одного вида налогообложения "Ежегодного налога на владельцев кошек или собак за причиняемое животными загрязнение окружающей среды", этот налог на каждое животное, имеющее владельца, должен составлять в 10 раз меньше, т.е. 200 рублей в месяц (и соответственно, годовой налог - 2400 рублей). Доходы в бюджет с двух других видов налогообложения: "Налога на владельцев кошек или собак за риск появления невостребованного потомства от животных" и "Страховки-налога при покупке кошек или собак" должны финансировать, например, издержки на функционирование приютов-распределителей, включая зарплату их персоналу; оплату труда инспекторов и другие выплаты всем участвующим в реализации концепции службам.

Заключение.

      Согласно статьям 16 и 18 Закона РФ "О Правительстве Российской Федерации", Правительство Российской Федерации "обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения", "принимает меры по реализации трудовых прав граждан", "принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия", "принимает меры по реализации прав на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия".
      В нашем предыдущем к Вам обращении мы достаточно подробно и доказательно перечислили все виды негативного влияния, которые приносит всему нашему обществу нерешенная проблема безнадзорных животных в России. Это влияние настолько широко, что затрагивает конституционные права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на труд, на социальное обеспечение, а также вопросы санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия. Все указанные аспекты, как показано в предыдущем абзаце, находятся в рамках Ваших законных полномочий.
      Мы считаем, что на сегодняшний день принятие национального Закона "О защите животных от жестокого обращении" кардинально не улучшит положение животных. Так как принятие этого Закона подразумевает уже следующий для России этап - юридическую защиту каждого отдельно взятого животного. Это невозможно осуществить сегодня, когда в стране созданы условия для гибели и уничтожения масс животных, и когда еще не разработана и не внедрена соответствующая хозяйственная концепция (если хотите, не принята государственная политика) массового гуманного распределения и оборота самых распространенных домашних животных. Эта концепция неизбежно должна решать вопросы создания рациональных структур рыночных отношений в этой области, приведения в соответствие спроса к предложению на животных, наведения порядка с регистрацией владельцев животных, введения налогообложения на реального виновника "загрязнения" - владельцев животных , и т.д. (в сущности - следует просто добросовестно решить вопросы учета и финансирования). Эта концепция призвана исключить условия гибели или уничтожения сотен тысяч животных, что невозможно авторитарно обеспечить никаким самым лучшим законом о защите животных от жестокого обращения.
      На наш взгляд, на национальном уровне вперед должны приниматься именно хозяйственные механизмы, обеспечивающие в массовом порядке рациональные и оптимальные со всех сторон структуры работы с домашними животными, которые должны привести в будущем к дефициту и к повышению самой ценности кошек и собак. А значит - не потребуется этих животных на каждом шагу защищать от жестокого обращения.
      Мы убедительно просим Вас серьезно отнестись к вышеприведенному обоснованию и максимально использовать полномочия Правительства РФ для наведения порядка в России в области работы с домашними, в том числе безнадзорными, животными.
      Для проведения в России по настоящему эффективной работы, направленной на решение проблемы безнадзорных животных, просим подключить нашу организацию к работе над принятием законодательных актов в этой области.
      Просим также учесть наши материалы при разработке технических регламентов в этой области (в соответствии с Законом РФ "О техническом регулировании").
      С уважением,
      директор АНО "Благотворительное общество опеки бездомных животных"

Ильинский Евгений Анатольевич

http://www.animalsprotectiontribune.ru

 

Категория: Бездомные животные в России | Добавил: zoozabota (23.06.2008)
Просмотров: 1739 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье
24.11.2024
09:01
Категории каталога
Бездомные животные в России [23]
Форма входа
Приветствую Вас Гость!

Фонд помощи бездомным животным "Зоозабота". Приют г. Ярославль © 2024
Сайт управляется системой uCoz