Проблема бездомных и кошек и собак - это полностью экономическая проблема перепроизводства домашних животных и решаться она должна в первую очередь экономическими механизмами. Именно эти механизмы в развитых странах привели к решению этой проблемы и отсутствию там бездомных животных. Домашние животные также подчиняются законам экономики - они также имеют свою потребительную стоимость. Если потребительная стоимость любого товара падает, т.е. имеет место его перепроизводство, когда предложение на товар превышает спрос, то невостребованный товар неизбежно утилизируется. Кошки и собаки - живой товар особого рода, выведенный человеком для своих нужд, но требующий гуманного обращения. Невостребованность появившихся на свет кошек и собак как экономическая категория - это и есть главная причина их бездомности и жестокого обращения с ними.
Процесс воспроизводства-потребления домашних животных оказался вне механизмов законодательного экономического регулирования, и домашние животные законодательно становятся "брошенными" как категория товара. Узаконивание бездомности (утилизации на улице) домашних животных противоречит, прежде всего, гуманности к животным. Собаки и кошки, как чуждые для нашей природной экосистемы животные-хищники, внедряются в ареал обитания дикой фауны, истребляя её.
Однако выравнивание спроса и предложения на товары не происходит стихийно и спонтанно. Во всем цивилизованном мире именно государство обязано создавать законодательные механизмы, выравнивающие спрос и предложение на различные виды товара. Для кошек и собак такие механизмы давно известны и успешно применяются. Главный из них - ограничение разведения кошек и собак, имеющих владельцев, путем дифференцированного налогообложения за содержание кошек и собак, создающего экономические стимулы для стерилизации (кастрации) владельцами своих животных. Если человек не занимается целенаправленным племенным разведением, то ему гораздо дешевле держать стерилизованную кошку или собаку.
"В США в большинстве штатов действуют законы о контроле за рождаемостью животных. В соответствии с ними владельцы собак обязаны либо стерилизовать их, либо приобрести специальное (платное) разрешение на содержание собаки или кошки в неизменном виде, а также разрешение на спаривание. Политика выдачи разрешений активно поддерживается организациями защитников животных, поскольку, как считается, является одним из главных способов предупреждения появления бродячих собак. " (журнал "Коммерсант-Власть" № 8 от 28.02.2005 г.)
Необходимо в первую очередь добиваться перекрытия потока поступления животных на улицы, вводя законодательные механизмы в экономической области (налогообложение владельцев животных на разведение и содержание нестерилизованных животных и др)
Мы предлагаем ввести в Ярославле следующую систему мер по решению проблемы бездомных животных:
1. Административно-правовые меры. а)Ввести более серьёзные штрафы за нарушение существующих правил содержания животных, их обязательной регистрации и учёта. б) использовать механизмы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, предусмотренные Законом РФ "Об охране окружающей среды" в статье 16 "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" и статье 18 "Экологическое страхование" в виде соответственно трех разных по смысловому значению независимых друг от друга видов налогов для владельцев кошек или собак: - "Налога на владельцев кошек или собак за риск появления невостребованного потомства от животных",(От которого освобождаются владельцы стерилизованных животных) - "Страховки-налога при покупке кошек или собак",
- "Ежегодного налога на владельцев кошек или собак за причиняемое животными загрязнение окружающей среды". "Налог на владельцев кошек или собак за риск появления невостребованного потомства от животных" реализует финансовый механизм ограничения разведения собак и кошек их владельцами. Этим налогом должны в обязательном порядке облагаться владельцы нестерилизованных самок или некастрированных самцов кошек и собак, так как у них существует риск появления невостребованного потомства (у самок) или участия в причине его появления (у самцов).
Введение налога на нестерилизованных (некастрированных) собак и кошек будет стимулировать стерилизацию (кастрацию) владельцами своих животных. "Страховка-налог" выплачивается (в момент покупки или ежегодно) гражданами, приобретшими кошек или собак коммерческим путем за риск утраты этими животными владельца, чтобы таким образом компенсировать государству издержки на жизнеобеспечение оставшихся без владельцев животных. От этого налога должны освобождаться лица, приобретающие животных в приюте, который должен выдавать соответствующий документ. "Ежегодный налог на владельцев кошек или собак за причиняемое животными загрязнение окружающей среды" выплачивается всеми владельцами коммерчески приобретенных кошек и собак за неизбежное при содержании животных разного рода и разной степени причинение неудобств гражданам и загрязнение окружающей среде (фекалии, паразитарная инфекция, шум, запахи и т.д.). Владельцы, взявшие из приютов собак и кошек освобождаются от уплаты "Ежегодного налога на владельцев кошек или собак за причиняемое животными загрязнение окружающей среды", так как участвуя в содержании безнадзорных животных, они выполняют работу по охране окружающей среды от загрязнения.
в) руководствуясь статьей 2 Закона РФ "Об охране окружающей среды" о "соблюдении права человека на благоприятную окружающую среду" и "обеспечении благоприятных условий жизнедеятельности человека" и статьей 50 того же Закона о "запрещении производства, разведения и использования растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам ... без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения ..."(для справки: кошки и собаки - домашние животные и естественным экологическим системам несвойственны, поэтому они не могут без прямого или косвенного участия человека себя жизнеобеспечить, следовательно, их не должно быть на улицах), дополнить "Правила содержания домашних животных", в которые включить следующие нормы:
"Не допускается содержание взрослых нестерилизованных (некастрированных) кошек или собак, за исключением случаев, когда их владелец занимается целенаправленным (коммерческим, племенным) разведением, либо имеется справка из государственного ветеринарного учреждения (ветклиники) о неспособности животного к размножению или о наличии противопоказаний к операции стерилизации (кастрации). Не допускается осуществлять целенаправленное (коммерческое, племенное) разведение и реализацию (куплю-продажу) потомства от кошек или собак без наличия соответствующей лицензии на данный вид деятельности, а также при отсутствии договоров-заявок установленного образца от потенциальных покупателей, поступивших к продавцу до рождения продаваемых животных. Все передаваемые покупателю животные на теле должны иметь идентификационную метку, указанную в договоре. Копия договора-заявки в обязательном порядке отсылается в организацию по надзору для осуществления контроля. Номер (код) идентификационной метки заносится в единый общегородской реестр. Не допускается передача кошек или собак от продавца покупателю при их реализации (купле-продаже) на рынках, в зоомагазинах, на улицах и иных общественных местах, за исключением мест их непосредственного содержания (частный дом, квартира, питомник, приют). К реализации (купле-продаже) допускаются только животные после достижения трехмесячного возраста и при наличии справки о прохождении полного курса вакцинации (с обязательным карантином) от инфекционных болезней (для кошек: бешенство, панлейкопения, калицивирос, ринотрахеит; для собак: бешенство, чума плотоядных, энтерит, гепатит, аденовирос, лептоспироз), с пометкой государственного ветеринарного учреждения. В случае отказа от содержания кошки или собаки, владелец обязан передать её на содержание в приют-распределитель или новому владельцу с обязательным составлением договора установленного образца о передаче животного. Не допускается выпускать собаку на любую территорию за пределами дома (квартиры, приусадебного участка) без присутствия рядом владельца (или сопровождающего собаку лица), который эту собаку должен держать на поводке и контролировать поведение собаки. Спускать собаку с поводка разрешается только в специально отведенных для этого местах - огороженных площадках."
г) руководствуясь статьей 2 Закона РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", о "соблюдении прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечении связанных с этими правами государственных гарантий", и о "приоритете профилактических мер в области охраны здоровья граждан", и принимая во внимание потенциальную опасность обитания на улицах безнадзорных животных (для окружающей среды, здоровья и имущества граждан), реализовать права граждан (потребителей) на безопасность деятельности (работы, услуги), связанной с кошками или собаками, следуя статье 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" о "праве потребителя на безопасность товара (работы, услуги)", для чего утвердить: "Требования на безопасность всех видов обращения (реализации товаров, работ, услуг) с кошками или собаками для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды" (взяв за основу "Правила содержания домашних животных", сформулированные ранее) и включить в перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному их соответствию указанным требованиям, следующие виды деятельности: деятельность по разведению (в т.ч. племенному) кошек или собак; деятельность по реализации (купле-продаже) кошек или собак.
д) руководствуясь статьей 4 Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой "к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан ...", включить в перечень видов деятельности (указанный в статье 17 того же Закона), на осуществление которых требуется лицензия, следующие виды деятельности: деятельность по разведению (в т.ч. племенному) кошек или собак; деятельность по реализации (купле-продаже) кошек или собак. е) В Кодексе об Административных Правонарушениях необходимо предусмотреть соответствующие внушительные штрафы за нарушения статей "Правил содержания домашних животных", а также иных правил и норм, разработанных на основании вышеуказанных пунктов а)-г). ж) Создать при одном из департаментов мэрии (области) отдел, обеспечивающий выполнение вышеупомянутых законов и сбор налогов.
2.Практические действия по изъятию бездомных животных с улиц.
В западных странах с этой целью созданы государственные приюты неограниченного приёма, в которые помещаются все домашние животные, нахождение которых на улице считается в этих странах незаконным. С целью обеспечения неограниченного приёма в приют новых животных, невостребованных в течении определённого срока животных усыпляют. Снижение количества эвтаназий в таких приютах достигается общим увеличением дефицита на кошек и собак, что улучшает спрос на них в приютах.
Мы предлагаем следующую программу по изъятию бездомных животных с улиц:
1. Определить в расходной части бюджета на 2009 год статью расходов на стерилизацию и переустройство безнадзорных животных в городе Ярославле, сумму, выделяемую для этих целей. От этой суммы будет зависеть срок содержания в приюте животного за счёт государственных образований, в том числе и за счёт собираемых с владельцев животных налогов.
2. Заключить с имеющимися приютами, питомниками, гостиницами для животных договора по содержанию на определённый срок животных с целью их переустройства. (По истечении этого срока невостребованные животные или переходят на содержание граждан - спонсоров, организаций – спонсоров, благотворительных фондов, или же вынуждено гуманно усыпляются.) Комисионно с участием зоозащитных организаций, благотворительных фондов и групп граждан, осуществляющих волонтёрскую деятельность проводить постоянную проверку выполнения договоров и условий по содержанию животных.
3. Заключить с ветеринарными клиниками Ярославля договора на оказание услуг по стерилизации и кастрации животных, сделав эту процедуру бесплатной для всех животных города Ярославля, в том числе и имеющих владельцев.
4. Обязать САХ не отстреливать безнадзорных животных, а отлавливать их и доставлять в места переустройства.
5. Для обеспечения выполнения жителями Ярославля "Правил содержания домашних животных" создать по городу сеть выгульных своевременно санируемых площадок для выгула собак. А так же несколько спортивных площадок для занятий спортом с собаками, повышения кинологической культуры населения.
Мы хотим, чтобы наш город в преддверии своего тысячелетия был не только красивым и уютным, но еще и гуманным, интеллигентным. Отношение к слабым, братьям нашим меньшим — показатель нашей общей культуры. Помогая животным, давая им шанс на переустройство мы воспитываем в себе и детях доброту и сострадание, а этих качеств в обществе сегодня заметно не хватает.
|